Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1 комбинированного вида "ШОНАНПЫЛ" с. Помары Волжского муниципального района Республики Марий Эл.

 

 

Модель этнокультурного образовательного пространства в ДОУ

доклад на семинар

«Реализация  этнокультурных особенностей основной общеобразовательной программы ДОУ в условиях выполнения 

федеральных государственных требований  (ФГТ)»

 

Выполнила: Кудрявцева С.Г., старший воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского района

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. На всем протяжении истории каждого народа материнский язык,

фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные

ценности формировали лучшие человеческие качества. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа.

С целью  формирования  у дошкольника  эмоционально положительного и толерантного отношения к этнокультурному наследию в ДОУ разработали программу развития «ДОУ – этнокультурный центр». Работу ведем в трех направлениях: познавательное, деятельностно-практическое и эмоционально-ценностное. Программа предусматривает изучение марийского языка, знакомство с традициями и культурой  марийского и русского народа, и является составной частью реализации этнокультурного направления Образовательной программы ДОУ. Появление данной программы разработанной педагогами дошкольного образовательного учреждения, обусловлено необходимостью:

  •  привлечь внимание родителей, сотрудников ДОУ к проблеме сохранения национальной культуры и ее традиций;
  •  создать условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, приобщить их к традициям и особенностям народного художественного творчества; 
  •  прививать любовь к родному дому: семье, малой  родине - Марийскому  краю и большой Родине - России.

При разработке  основной общеобразовательной программы  (приказ Минобрнауки  РФ от 23.11.2009. № 665 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») коллективу педагогов ДОУ изначально было понятно, что будет включать в себя часть, формируемая участниками образовательного процесса.  Ведь еще с 1992 г. в соответствии с Законом «Об образовании» образовательное содержание делилось на федеральный и региональный компоненты.  У нас уже есть опыт реализации регионального компонента: обучение детей марийскому языку по программе «Йочасадыште кугыжаныш марий йылмым туныктымо программа/З.К Иванова , Л.И Кошкина, О.Н Логинова, В.Ф Сапаев ямдыленыт.Торлатен да ешарен,2-шо гана лукмо.- Йошкар-Ола:Марий образований,2011.  Но главный вопрос – чем же содержательно наполнить 20%, чтобы они соответствовали ФГТ? В ДОУ была создана творческая группа педагогов по разработке Программы. Мы впервые осмыслил уникальность построения образовательной деятельности, которую осуществляем в своем детском саду. Систематизировали опыт, учли критерии ФГТ, разработали ООП. Отметив базовый опыт работы в условиях национально-культурных особенностей ДОУ, разработали Программу «ДОУ – этнокультурный центр», которая целиком составила II-ую часть   ООП.

На нее в Программе выделено 20% времени, отведенного на развитие и образование детей: 10% на обучение детей марийскому языку (2 занятия) – это 54 минуты в неделю, т.к. время для реализации всей Программы составляет не более 80% от 12 часов (режима работы ДОУ).

Оставшиеся 10%  используем на организацию дополнительных образовательных услуг в ДОУ - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области этнокультурного образования. Дополнительное образование представляется рядом кружков, программы которых разработаны воспитателями и специалистами ДОУ с учетом этнокультурной направленности: фольклорный «Ший онгыр», хоровой «Шонанпыл», лепка «Свистунья», драматический  «Изи шудыр», спортивный «Туристенок», пения «Задоринка» и др.

Этнокультурное образование детей не ограничивается II-ой частью   ООП.  Ознакомление детей с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка» и др. Обучение проходит в соответствии перспективным тематическим планированием, разработанным педагогами ДОУ в 2011 г. В нем есть такие темы, как: «День Республики», «Народная культура и традиции», где конкретно дети в течение 1-2-х недель в рамках модулей и проектов знакомятся с национальной культурой. Помимо этого в каждой теме уделяется внимание изучению культуры своего народа. Например, по теме «День театра» драматизируются  и детьми, и педагогами народные сказки.

Для обеспечения реализации этнокультурного направления создана эстетически привлекательная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (ФГТ к условиям реализации Программы).   Уже 12 лет в ДОУ успешно развивается и эффективно используется этнографический музей, размещенный в специально оборудованном помещении. Здесь мы собираем те предметы быта, которыми в настоящее время уже не пользуются. Через знакомые детям вещи, предметы знакомим с прошлым. Этнографический музей дает возможность детям не только рассмотреть предмет, но и практически освоить его.  Реализуется проект «Живой музей» (одно из занятий было предложено вашему вниманию). Так как позволяет площадь коридоров под лестничной площадкой разместили «Русскую горницу». Дети там тоже могут поиграть. В группах оборудованы этнографические зоны так, что бы дети могли играть, действовать с предметами, закреплять знания, рассматривая альбомы, коллекции и др.

В ознакомлении детей с народной культурой все глубже входят электронные образовательные ресурсы. В ходе компьютерных презентаций дети знакомятся с предметами старины, которые не могут увидеть непосредственно, с искусством других народов. Через Интернет посещают удаленные от нас музеи. Компьютер увлекает и развивающими играми. Существует электронный «Банк идей», где накапливается опыт педагогов ДОУ по работе с детьми в разных формах.  Педагогам облегчают труд: 4 компьютера, 2 ноутбука, 2 проектора, мультимедийное оборудование и достаточное количество копировальной техники.

В ДОУ функционирует открытое единое  информационное пространство, куда входят три составляющие: своя газета «Радуга-информ», «Публичный доклад»  и собственный сайт (адрес сайта:
http//raduga–shonanpil.narod.ru ).   Считаем,  созданный сайт оправдывает себя, как средство  взаимодействия ДОУ  с семьей и другими социальными институтами. Его активно посещают родители. Функционирует  web-страница  «Этнокультурное развитие дошкольника» на сайте ДОУ. Она включает в себя 4 раздела: «Концептуальная основа», «В музее», «Фоторепортаж», «Инновации».  Информация меняется по мере необходимости и обязательно раз в 2 недели.

Семья является главным источником народных традиций. Поэтому активно взаимодействуем с родителями: они собирают экспонаты для музея, участвуют в народных праздниках, шьют костюмы, оформляют развивающую среду.

 В целях повышения этнокультурной компетентности педагогов и родителей:

- работает «Школа педагогического мастерства»;

- педагоги участвуют в творческих и профессиональных конкурсах.

Итак, преимуществом этнокультурного комплекса является, прежде всего, то, что созданная единая система:

-       дает более  эффективные результаты по развитию у детей эмоциональной отзывчивости к этнокультурному наследию;

-       позволяет осуществить поиск нестандартных форм деятельности;

-       дает возможность гармонично ввести требования ФГТ в систему этнокультурного образования, объединить новые технологии с традиционными.

 «В гости к мастерице»

интегрированное занятие:                         

«Художественное творчество», «Музыка»

на семинар «Реализация  этнокультурных особенностей основной общеобразовательной программы ДОУ

в условиях выполнения

федеральных государственных требований  (ФГТ)»  

 

 Подготовили:    Петрова Л.А. воспитатель    первой  квалификационной    категории,   Чарух З.И.,  музыкальный      руководитель  высшей категории МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары

                                                              Цели:

Формирование интегративных качеств детей на народных традициях

Задачи:

  1. Продолжать учить расписывать глиняные  игрушки, используя элементы  дымковской росписи.
  2. Развивать чувство цвета, композиции при составлении дымковского узора на готовой фигуре.
  3. Коллективно  инсценировать содержание песен,  ритмично двигаться в пляске в соответствии с характером и динамикой  музыки
  4. Воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость к этнокультурному наследию. 

Предварительная работа:

Знакомство с  дымковской игрушкой с её росписью, разучивание с детьми стихов о дымковских   игрушках, изготовление дымковских игрушек разучивание русских народных песен «Ах вы, сени, мои сени», «Ай, спасибо мастерице!»,   русского народного  танца «Барыня».

Материалы и оборудование:

·        оформление группы:   в стиле русской избы,  разделена  на две зоны:                                                                                              - горница - русская печь, скамьи,   домотканые дорожки,         Павловские платки, ярмарочные лотки;                                                                                                                   

  • краски – гуашь, кисточки, выставка  дымковских игрушек, вылепленные и загрунтованные  игрушки по количеству детей,  влажные одноразовые салфетки.
  •  музыкальные инструменты – ложки деревянные, аудио  - кассеты с музыкальным сопровождением, мини-центр.
  •  детские костюмы – сарафаны, кофточки, ленты, русские рубашки-косоворотки.
  • взрослый костюм – русский сарафан  мастерицы

Действующие лица:

ведущая  - музыкальный руководитель

мастерица – воспитатель группы

подмастерья – дети

                                       Ход занятия

         Начало  занятия происходит в группе «Сказка».                 Музыкальный руководитель приходит в гости к детям.

Муз.рук:   Здравствуйте,  ребята!

Дети:         Здравствуйте!

Муз.рук:   Как я рада встрече,

Дети:         Рады все.  

Муз.рук:  К вам я пришла не одна,  а с гостями.

                  Давайте и с ними поздороваемся.

Дети:        Здравствуйте (пропевают)

     в руках у музыкального руководителя  корзиночка с игрушкой                                 

Муз.рук:  Я была на ярмарке и  увидела  яркие, веселые  игрушки

             И я решила показать вам их, но сначала  отгадайте  загадку:

  Есть в России уголок,

  Где из труб идет дымок.

  Знаменита деревушка

  Яркой глиняной игрушкой:

   Про какие  игрушки  говорится в загадке?

Дети:        Про дымковские игрушки (ответы детей)

Муз.рук:  Да -  это дымковские игрушки. А из какого села это игрушка?

                  (показывает игрушку из корзиночки)

Дети:        Из Дымково.

Муз.рук:  Я приглашаю вас направиться к нашей знакомой мастерице,       Авдотье Ивановне .         

 А чтоб веселей было идти  возьмем с собой  красивые,  расписные

   ложки   (показывает ложки)

Ребенок:  Ложки, ложечки резные зазвенят в один момент –

                 Не простые, расписные, древнерусский инструмент.

 Ю. Полухин.

               Дети берут ложки и идут к мастерице, играя. 

                         Мастерица выходит навстречу детям.

Мастерица:   Да у меня на пороге гости.

                       Услышала  я вашу игру на ложках

                       И поспешила к вам навстречу!

Мастерица:   Милости просим гости дорогие!

                     « Для дорогих гостей и ворота настежь».

                     «Много гостей – много новостей.

Дети:           Здравствуйте, почтенная мастерица!

  выполняют  поклон

Мастерица: С чем пожаловали?

Может,  вы допоете,  свою веселую песню, а то слов-то я и

                     не расслышала . 

      Дети исполняют ансамблем ложкарей русскую народную песню

                                  «Ах вы, сени, мои сени»

    обр.  Т. Попатенко  (Хрестоматия русской народной песни стр.63)

Мастерица:  Проходите гости дорогие, в горницу мою

                      Недаром рано встала, печь истопила.

                      Игрушки ваши высохли и вас уже поджидают.

                      (приглашает пройти в глубь комнаты )

                      Может быть,  вы уже знаете какими узорами

                      расписываются дымковские игрушки?

Дети:            Кружочками, точками, кольцами, полосками.

Мастерица: Правильно.  А на что узоры похожи? Что они напоминают?                                                                                                      

Ребенок:     Круг похож на солнышко.   (ответ)

Ребенок:     Полоски похожи на дорожки.  (ответ)

Мастерица: Правильно. В моей мастерской есть все для превращения

                     вашей  фигурки  в настоящую,  дымковскую.

                     Рисовать предлагаю гуашью, но  несколько необычным способом– с помощью вот   этих вещичек.

                     (Показываю детям коробку с бросовым  материалом: там лежат пластмассовые палочки  разного  диаметра, ватные палочки.)

                   Как вы думаете, можно  использовать эти предметы

                   для  рисования?

                   (Дети дают варианты  ответов.)

                   Верно! Эти предметы дают отпечаток в виде круга.

                   А ватными палочками удобно ставить цветные точки. 

                   Линии и полоски рисуем кистью.

Мастерица:   Прежде чем приступить к работе, давайте подготовим       наши  пальчики.                       

                 Выполняют  пальчиковую гимнастику.

Мастерица:   Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,
                      Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
                      Затем руки я помою,  пальчик в пальчик я вложу.
                      На замочек их закрою и тепло поберегу.
                      Выпущу, я пальчики пусть бегут, как зайчики.

                    движения  выполняются   в соответствии с текстом.

                     А теперь приступаем к работе.
Дети расписывают силуэты игрушек, звучит   спокойная русская народная мелодия  работы. Во время  выполнения задания  обращается  внимание  на  осанку детей,   проводится  индивидуальная работа и помощь советом.     

Мастерица:  (по окончании работы)              

Да вы настоящие мастера!                                                      

Постарались сделать свою работу аккуратно и красиво.                        

 Не зря в народе говорится,

 « Каков мастер, такова и работа».

Мастерица: А какие игрушки у вас получились? Представьте их.

       Дети выходят со своими работами и читают стихи

Ребенок:        Ой, люли, ой, люли,     (показывая свою игрушку)                               

 Кони на лужок пошли.                             

 Кони удалые,                                               

  Гордые лихие.                                           

Ребенок:       Барашек- свисток,                             

                      Левый рог- завиток,                                       

                      Правый рог- завиток,                                    

                      На груди - цветок.

  Ребенок:     Эта девица краса,                         

                      Тугая, чёрная коса,                     

                      Щёки алые горят-                        

                      Замечательный наряд.                 

Ребенок:       Посмотри, как хороша

                      Эта девица – душа:

                      Щечки алые горят,

                      Удивительный наряд.

                      Сидит кокошник горделиво,                                                                                                                                                                 

                      Барышня так красива!

Ребенок:       Вот индюк нарядный

                      Весь такой он складный

                      У большого индюка

                       Все расписаны бока.                         

 Мастерица: Что за чудные работы! Что за мастера!

                       Свои игрушки, которые вы представили,   пока подсохнут

                       А вам гости дорогие обереги золотые

                      ( заранее приготовленные с символом солнца )

   Дети берут с подноса и  дарят обереги в виде медальонов гостям

  Муз.рук:     Ну а сейчас приглашаю поплясать                               

 Ручки, ножки поразмять                                                                                  «Раз» - мы сделаем поклон,      (поклон )                         

Очень важен в танце он.

              Дети исполняют русскую народную пляску

                                «Барыня»  фонограмма

Мастерица: Спасибо вам юные мастера, за умение.                            

 За веселые песни да  пляску.    

К сожалению  пришло  время расставаться.    

 Буду рада новой встрече.  До свидания!     

Дети исполняют на прощанье русскую народную песню в обр.Н. Сорокина аранжировка  З.И. Чарух

                           «Ай, спасибо мастерице!»

                                    (М.Р. 8-08.стр.21)

  1.   Ай, спасибо мастерице за красивые игрушки!

 Ай, ли, ай, лю-ли, за красивые игрушки!

  1.  Да спасибо тому, мастерице  во  дому!

Ай, ли, ай, лю-ли, мастерице во  дому!

  Как рубашка в поле выросла

конспект непосредственно образовательной деятельности: лексико-грамматическое

 с учетом интеграции

образовательных областей:

познание, коммуникация, социализация, здоровье, музыка

на семинар ««Реализация  этнокультурных особенностей основной общеобразовательной программы ДОУ в условиях выполнения 

федеральных государственных требований  (ФГТ)»

Подготовила: Закамская Ирина Аркадьевна, учитель-логопед первой квалификационной категории  МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары Волжского района

 

Обучающие задачи.

Продолжать совершенствовать умение детей пользоваться, краткой и распространенной формой ответа.

Систематизировать знания детей об  этапах изготовления изделий изо льна. 

Активизировать  в речи относительные прилагательные.
Закрепить  представления о быте, культуре людей нашего прошлого, марийском орнаменте.

Закрепить у детей умение самостоятельно пользоваться компьютером.

Развивающие задачи.

Развивать связную речь, логическое мышление, речевое дыхание.

Развивать художественно-эстетический вкус, рассматривая марийский орнамент, марийскую одежду.

Воспитательные задачи.

Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, любовь к  своему народу, его обычаям, традициям.

Материалы и оборудование: презентация,  проектор, ноутбук, мяч, мыльные пузыри, марийская музыка.

Методические приёмы: показ, объяснение, вопросы и ответы, игровые действия, использование художественного слова и музыки, использование ИКТ

Предварительная работа: участие детей на праздниках, посвященных марийскому краю, в конкурсах и играх, чтение сказки  К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рисование и аппликация марийских узоров, рассматривание альбома «марийский народный костюм», отгадывание загадок об одежде.

Ход НОД

1. Оргмомент.

Какие вы все сегодня нарядные, красивые. Давайте мы скажем друг другу комплименты. Например,  Аня, у тебя красивое розовое  платье и замечательные туфельки. Дети делают друг другу комплименты.

- А где же можно взять такую красивую, нарядную, модную одежду. (В магазине, на рынке и т.д.)

А раньше, говорят, очень давно, одежда в поле росла. Давайте вспомним, как же она росла?

2. Основная часть

1) Игра с использованием ноутбука «Как рубашка в поле выросла»

Дети на компьютере расставляют картинки по  порядку, объясняя свой выбор.

- сначала пашут землю

 - затем сажают лен

- убирают лен и сушат его

- затем лен треплют

- чешут лен

- прядут лен

- ткут лен

- получают холсты

- шьют одежду.

2) Подбор определений.

- Ткань изо льна,  какая? ( Легкая, тонкая, гладкая.)

3) Игра с мячом,  «Какой, какая, какое»

-  как называется одежда изо льна? (льняная).

-  платье изо льна,  какое? (льняное);

-  рубашка какая? (льняная);

-  сарафан какой? (льняной)

-  юбка, костюм, платок.

4) Психогимнастика

       Представьте, что вы нечаянно испачкали одежду. Какой стала ваша одежда? (Грязной). Давайте покажем, как мы огорчились.

       Что нужно сделать с грязной одеждой? (Постирать). Налейте воду в таз. Шумит водичка: с-с-с-с. Потрогайте, какая она – холодная, очень горячая, теплая (выразить ощущения). Насыпаем порошок: ш-ш-ш-ш,  взбиваем пену: буль-буль-буль-буль. Посмотрите, сколько мыльных пузырей получилось, дети дуют на мыльные пузыри (вдыхаем носом, выдыхаем ртом)

       Теперь постираем белье, прополощем, отожмем, вешаем его на веревку.

Ребята, как нужно относиться к одежде? (Бережно, не пачкать ее)

       Замечательно, наша одежда стала чистая. А как вы думаете, чтобы одежда была красивая, что можно сделать? Как можно ее украсить? (Можно украсить ее орнаментом)

       Скажите, что такое орнамент? (Элементы узора, расположенные в определённом порядке).

 5) Показ орнамента на экране

- Из каких элементов состоит марийский орнамент? (Растительный,  геометрический, изображения животных и птиц).

- Какие основные цвета использовались при вышивке? (Красный, зелёный, белый).

6) Игра с применением ноутбука «Выложи орнамент»

 Где располагается  вышивка на народном костюме?

- по вороту платья (ставится на ворот орнамент)

- по низу платья (ставится орнамент)

- по низу рукавов (ставится орнамент)

7) Показ слайдов  марийской одежды 

Полюбуйтесь, как красив и наряден марийский костюм.

3. Рефлексия

Что интересного мы сегодня делали, что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Закрепление «Как рубашка в поле выросла» Дети по одному называют последовательность получения одежды изо льна.

Все вы сегодня молодцы!

 

Электронно-образовательные ресурсы в педагогическом процессе в ДОУ

мастер-класс

на семинар ««Реализация  этнокультурных особенностей основной общеобразовательной программы ДОУ в условиях выполнения 

федеральных государственных требований  (ФГТ)»

 

Подготовила:  Леонтьева И.Ю., музыкальный руководитель высшей  квалификационной категории  МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары

 

«Электронно-образовательные ресурсы в педагогическом процессе в ДОУ»

мастер-класс

Цель: Обучение слушателей    использованию интернет-ресурсов в этнокультурном образовании детей.

Компоненты

мастер - класса

Технология

Содержание

Время

1.Обоснование темы

Компьютерная презентация

 

 

 

 

 

  Слайд 1

Как вы понимаете значение слов Электронно-образовательный ресурс?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

2мин

2. Описание основных идей технологии

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

В настоящее время в области информатизации образования, … Продолжение »