"Со мной работали десятки молодых педагогов
я убедился, что как бы человек успешно
не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом,
я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Считаем, что если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
10 января 2012 года в наш коллектив пришли 5 молодых педагогов.
В связи с этим мы определили цель и основные задачи работы с данной группой воспитателей.
Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником.
С нового учебного года планируем организовать “Педагогическую гостиную молодого воспитателя”.
С целью определения некоторых черт характера, педагогических стремлений, отношения к общественным и педагогическим процессам среди воспитателей провели анкетирование, где обратили внимание на следующее:
- имеют ли они педагогическое образование, если имеют, то какое (в основном, статистика нашего детского сада показывает, что у многих квалификация по диплому “учитель начальных классов”);
- насколько хорошо теоретически подготовлены, обладают ли навыками работы с психолого-педагогической литературой, участвовали ли в исследовательской деятельности;
- имеют ли практический опыт работы с детьми;
- каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.
В зависимости от этого молодых специалистов условно разделили на три группы:
- воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;
- воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
- воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
Используем в работе с молодыми специалистами и разработку индивидуального плана профессионального становления:
- назначение наставника, из числа педагогов (причем, необходимым и обязательным условием наставничества считаю согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
- педагогическое самообразование и самовоспитание;
- участие в мероприятиях “Педагогической гостиной молодого воспитателя”;
- участие в работе методического объединения;
- участие в жизни детского сада.
Работу с молодыми специалистами строим с учетом основных аспектов:
Старший воспитатель – молодой специалист:
- создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
- обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
Молодой специалист – ребенок и его родитель:
- формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега:
- оказание поддержки со стороны коллег.
В практике ДОУ широко используем наставничество (тьютерство), которое заслуживает самого пристального внимания.
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и работодателя.
Считаем, что в коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".