Алгоритм создания этнографического музея
мастер-класс
на семинар ««Реализация этнокультурных особенностей основной общеобразовательной программы ДОУ в условиях выполнения
федеральных государственных требований (ФГТ)»
Подготовила: Окашева Ольга Григорьевна , учитель марийского языка высшей квалификационной категории, МДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида «Шонанпыл» с. Помары
Цель: Ознакомление участников с историей создания этнографического мини-музея.
Оборудование: экспонаты музея.
Содержание мастер – класса.
Дорогие гости, уважаемые коллеги! Приглашаю вас в наш музей. Все вы знаете, что дети дошкольного возраста познают мир через наглядность, действия с материалами, играя с ними. Помню первые предметы: старый утюг, прялка и ведро для сбора яиц. С каким интересом дети разглядывали эти предметы! Стали их изучать, спрашивали, что с ними делали, для чего использовали. Интерес детей мы подхватили и решили организовать музей. Поэтому стали собирать предметы старины, вовлекая педагогов, родителей и жителей не только своего села, но и соседних деревень.
С чего мы начали?
- Определение места размещения музея. И вот на базе свободной группы по приказу заведующей ДОУ Романовой Л.М. в 2003 г. был открыт кабинет марийского языка, а при кабинете создали мини-музей детского сада. Ответственным за кабинет и мини-музей назначен учитель марийского языка. В результате поисково - собирательной работы экспонатов становилось все больше и больше с помощью родителей, воспитателей и односельчан.
Все это нужно было красиво и правильно разместить.
- Планирование экспозиций. Экспозиция – выставка предметов по определенной системе. Некоторых видов предметов было собрано много. Их надо было выставить. Мы разместили предметы по группам: в сундук сложили фольклорные взрослые и детские платья; на ширме – пояса, шарпаны, нашмаки; на столе – свадебные украшения; старинная одежда (летняя, зимняя, весенняя) – на подставках.
Собранные предметы представляли быт и жизнь народа мари. Поэтому появилась необходимость создать интерьер марийской избы – в какой жили наши предки.
- Выбор дизайна оформления музея. В этом мне помогали коллеги: у наших воспитателей золотые руки, хороший вкус. Создали интерьер избы:
- с красным углом - божница, стол с лавками.
- с печкой - домашняя утварь: ухват, кочерга, сковородник, лопата для выпечки хлеба, сковорода, чугунный горшок.
- с чуланом, где разместили кровать, люльку.
- в центре орудия труда: ткацкий станок, прялки.
Выполнили стеллаж для экспонатов, которым не хватило места: валек, крынки, сито, разные деревянные бочки, керосиновые лампы, фонарь и др.
Одновременно продолжали подбирать экспонаты.
- Подбор экспонатов. В первую очередь, те, которых не хватало. Еще приносили предметы совсем неожиданные (рушники, подзоры, вышивки, фотографии, книги, облигации и др.).
В фонде музея экспонатов стало много. Их нужно было систематизировать, оформлять документально. Инвентарная книга является основным документом учета музейных предметов.
- Основные графы:
№ п/п | Название предмета | Дата записи | Источник и способ поступления | Краткое описание | Кол-во | Материал, техника изготовления | Сохранность | Фонд основной или науч-вспом | Примечание |
В графе 1 проставляются порядковые номера, поступивших в музей экспонатов.
В графе 2 название музейного предмета.
В графе 3 отмечается дата записи музейного предмета.
В графе 4 отражается кем и когда передан экспонат.
В графе 5 описывается внешние признаки и индивидуальные особенности.
В графе 6 указывается количество экземпляров, поступивших в музейный фонд предметов (н-р, утюг 2шт.).
В графе 7 определяется материал, из которого или на котором изготовлен предмет (бумага, береста, ткань, дерево, металл и др.) и способ изготовления (рукопись, машинопись, фотография, рисунок и др.).
В графе 8 записывается на какой срок владельцем был передан экспонат в музей.
В графе 9 указывается в какой фонд включен экспонат (основной или научно - вспомогательный).
В главе 10 делаются отметки о временном изъятии предмета из коллекции музея.
А вот сейчас наступил момент, когда нужно представить созданный музей в социуме: родителям, коллегам, руководителям.
- Оформление визитной карточки. В 2007 году детский сад работал над созданием имиджа, т.к. у нас были пустующие группы. Надо было привлечь родителей из соседних деревень, дети которых нуждались в детских садах. Все группы ДОУ и музей разработали свои визитки.
Далее стали планировать работу, разрабатывать методы и приемы.
- Разработка форм работы с экспозициями музея. Основные: экскурсии, игры и занятия по обучению марийскому языку, встречи со старожилами, кружки, праздники, развлечения (театрализованные игры и др.).
- Разработка ознакомительной экскурсии в музей для детей, родителей. Ее могут провести воспитатели любой группы без ответственного.
- Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций музея, и реализацией поисково - познавательной деятельности. Мы, взрослые, знаем, музей – это место, где хранятся бесценные культурные ценности, а для малыша – это мир, пока еще не знакомых ему вещей. Поэтому наша задача – сделать этот мир понятным и интересным ребенку. Разработан проект «Живой музей», который поможет малышам прививать интерес к музейным ценностям. Для этого разработан цикл занятий по ознакомлению детей с предметами старины: это «Есть ли прошлое у лампочки?», «Путешествие в прошлое мебели», «Путешествие в прошлое посуды», «Путешествие в прошлое книги», «Путешествие в прошлое прялки». Работа в этом направлении продолжается.
Сейчас в музее 87 экспонатов. Это предметы быта, декоративно-прикладного искусства, костюмы. В нашем музее все предметы доступны ребенку. Каждое посещение музея превращается в интереснейшее событие. Музейный предмет дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью ребенок учится понимать историческое прошлое своих прабабушек, прадедушек.
А сейчас я вам предлагаю заполнить инвентарную книгу (Раздаю образец для заполнения инвентарной книги и предлагаю выбрать предметы для описания).
Надеюсь, наш опыт поможет в организации не только этнографического музея, а и любого другого.
Раздаются памятки.